+ смотреть на YouTube
Текстовая версия
Наземные железнодорожные перевозки пассажиров, наравне с привычным для всех городским общественным транспортом, это — естественный путь развития до многих агломераций. Городские электрички (не путать с подземным метро!), например, есть в Берлине, крупных городах Северной Америки и мегаполисах Азии. Давайте поговорим, как и зачем Москва продолжает развивает железнодорожное кольцо МЦК и строит все новые линии МЦД с транспортно-пересадочными узлами. Это программа «Город» — в очень коротком формате и вместе с экспертами мы рассказываем, как развитие мегаполиса помогает зарабатывать бизнесу — от само занятых до крупнейших корпораций.
Первая линия наземного метро на базе железнодорожного транспорта — это МЦК. Кольцевая линия была запущена 10 сентября 2016 года. МЦК связало 26 районов города, за четыре года перевезло более 485 млн пассажиров.
Для работы МЦК в 2016 году была построено 31 станция — это полноценные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), с которых можно попасть на 26 станций метро и 10 железнодорожных платформ. Станции отличает современная архитектура, они стали безусловным украшением города. Работы по созданию ТПУ на МЦК продолжаются и сегодня. Например, в этом году был открыт ТПУ МЦК «Лихоборы» с платформой «НАТИ» на Октябрьской железной дороги. Тоже очень красивое и многофункциональное сооружение
К тому же ТПУ — это не только про пассажирские перевозки. Это и развитие бизнеса в округе. Общественный транспорт создает человеческий трафик, который тратит деньги в близлежащих магазинах и кафе. Для город это означает новые налоговые поступления.
Кстати, ТПУ строятся не только и не столько на МЦК — теперь это часть глобального транспортного каркаса Москвы.
Андрей Бочкарев, Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Транспортно-пересадочные узлы являются важным элементом нашей работы по совершенствованию транспортной системы. Транспортно-пересадочный узел является пересечением различных видов транспорта. Например, на станции «Нижегородская», которую мы запустили в марте этого года, объединены сразу несколько направлений движения: это линия со станцией метро «Нижегородская», МЦК, МЦД, объекты наземного транспорта. И задача стоит так, чтобы пересадка пассажиров между разными видами транспорта была в наиболее комфортном, наиболее оперативном режиме. Для чего это сделано? Для того, чтобы: а) перемещение по городу было быстрее, комфортнее и б) пересадку между видами транспорта сделать быстрее, менее стрессово, менее напряженно и более эффективно.
Но МЦК — это уже можно сказать сложившаяся городская инфраструктура. Сейчас московский Стройкомплекс сосредоточенна развитии линий МЦД
Напомним, движение по первым двум линиям МЦД открылось 21 ноября 2019 года. Было запущено движение «Одинцово — Лобня» (D1) и «Нахабино — Подольск» (D2). Благодаря их запуску загруженность 20 «обычных» станций метрополитена удалось снизить на 10%.
Москва продолжает строить МЦД. С начала 2020 года для пассажиров открыто 5 новых станций МЦД, реконструировано 8 существующих станций, построено 46 км новых путей. В рамках интеграции железной дороги в единую транспортную сеть построено и реконструировано 15 остановочных пунктов.
Андрей Бочкарев, Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— В этом году мы уже сдали 14 объектов, будут еще около 15 будет сдано в следующем году, сейчас ведутся работы. Наибольшой объем работ — в районе площади трех вокзалов, это для нас очень важный участок: «Каланчевская», «Курская» и «Камчарна», они необходимы для запуска МЦД-3, МЦД-4. Это, безусловно, сложный проект, потому что необходимо возводить центре города инженерные коммуникации, строить очень мощные развязки, фермы и т.д.
К текущим линимя МЦД-1 и МЦД-2 должны прибавиться еще 3 маршрута — линии МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5. Из ближайших крупных строительных проектов на МЦД: в 2021 году ожидается открытие станций «Аминьевская» и «Минская» на Киевском направлении (это перспективный МЦД-4, «Печатники», «Щукинская» и «Марьина Роща» на МЦД-2.
Также в 2021 году планируется реконструировать станции: на МЦД-1: «Баковка», «Тимирязевская», «Окружная» и на МЦД-4 «Внуково», «Кокошкино», «Переделкино», «Толстопальцево», «Сколково» и «Матвеевская».
Станции на МЦД — это также сложный инфраструктурный объект строительства. В начале 2020 года «РЖД» и правительство Москвы приняли новый стандарт «мини-вокзалов» для сооружаемых пассажирских обустройств МЦД. Стандарт предусматривает обязательное наличие на вновь сооружаемых остановочных пунктах надземных или подземных пешеходных переходов — тоннелей для доступа пассажиров на станции и интеграции их с метрополитеном и городским транспортом. Тоже своего рода ТПУ.
Строительство Московских центральных диаметров остается одним и ключевых направлений транспортного развития столицы на ближайшие годы. Планируется, что к 2025 году в рамках проекта строительства МЦД будет построено и реконструировано 375 км путей и более 150 станций.
А теперь какая польза москвичам и бизнесу от МЦД.
Как написал в декабре этого года мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге, «если новая станция открывается в депрессивной промзоне, то она дает толчок развитию этой территории». К тому же, наземное метро, — это новые станции в жилых районах и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые ощутимо сокращают время ежедневных поездок для миллионов пассажиров.
Город мнение
Территории рядом со станциями МЦК и МЦД в Москве активно осваивает бизнес. Проекты комплексного освоения территории здесь более привлекательны для покупателей жилья и коммерческой недвижимости. В среднем спрос выше на 15–20% в сравнении с проектами вдали от городского наземного метро. Первой компанией, вошедшей в программу строительства ТПУ на МЦК, стала ГК «Пионер».
Леонид Максимов, генеральный директор ГК «Пионер»:
— Одной из самых значимых и масштабных программ, который запустил город в последние несколько лет, является программа создания транспортно-пересадочных узлов. Во всех местах большой концентрации транспортных потоков и их пересечения необходимы комфортные условия пересадки с одного транспорта на другой. ТПУ являются привлекательными для создания коммерческой инфраструктуры — офисов, торговых центров.
В частности, на сегодня мы реализуем три таких узла.
Первый — в районе станции метро «Ботанический сад», где осуществляется пересадка с метро на МЦК, которое запустили пару лет назад. Мы создаем апарт-отель на тысячу номеров площадью порядка 50 тыс. кв. м и торгово-офисный центр площадью порядка 90 тыс. кв. м.
Что интересно в этом проекте помимо соединения между собой метро и МЦК? Мы совместно с городом осуществляем соединение транспортной инфраструктуры с коммерческой. Через переход люди попадают непосредственно в здание торгово-офисного центра.
Второй интересный пример — в районе станции метро «Технопарк» мы строим офис и отельный комплекс, связанные с выходом из метро. Не выходя на улицу, по теплому переходу можно будет попасть на работу или в отель.
Проект создания транспортно-пересадочного узла является очень хорошим примером создания нового субцентра в городе. Еще несколько лет назад это была достаточно депрессивная территория, там находились предприятия, которые уже перестали работать и использовались как склады.
Фактически это было место, через которое люди попадали утром в центр на работу, а вечером — из центра к себе домой. Задерживаться там было абсолютно незачем. Мы подошли комплексно к решению задачи. Часть территории застроили жилыми объектами, а часть — коммерческой инфраструктурой: офисами, торговыми центрами, отелями. Таким образом, получилось место, в котором есть баланс жилья и коммерческой инфраструктуры. И сам комплекс преобразили очень сильно, и место вокруг метро, и прилегающую территорию.
Новый объект ГК «Пионер», ориентированный на транспортную инфраструктуру, — строящийся бизнес-парк «Останкино». Офисный кластер находится между станцией метро «Бутырская» и платформой Останкино будущей линии МЦД-3, которую планируют запустить в 2022 году. К этому времени будет введена в эксплуатацию первая очередь бизнес-парка.
Леонид Максимов, генеральный директор ГК «Пионер»:
— На первых этажах предусмотрена разнообразная коммерческая инфраструктура — рестораны, бары, всевозможные магазины, сервисные точки, фитнес-центры. Пользоваться этим смогут не только работники офисов, но и жители прилегающие районов. Появится такое место, куда они могли бы приходить за покупками и проводить время в выходные дни.
Источник: rbc.ru