От Петра I до Артемия Лебедева: как появился дизайн-код городов России

Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых «Стандартом комплексного развития территорий», наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. Он объединяет правила размещения и оформления внешнего вида вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.

Эксперты рассказали, как появился дизайн-код российских городов и зачем он нужен.

История появления

Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной «государственной» культуры. «Так этот стиль оказался в основе архитектуры и планирования российских городов. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и «провинциальным». Творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных артелей расширяли палитру использования образцовых проектов классицизма. Любопытно, что уходящий президент Трамп в декабре подписал указ о строительстве  объектов на средства федерального бюджета исключительно в стиле классицизма», — рассказала, директор АНО «Научно-исследовательский Институт Устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.

Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ, пояснила Ксения Титова, руководитель подразделения «Градостроительство» фонда «Дом.рф». Она отметила, что этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.

«С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске (разработаны по поручению губернатора в преддверии саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, определяет улицы приоритетного применения дизайн-кода) и Ижевске (проект  разработан лабораторией креативных технологий UP! space в 2015 году). Дизайн-код также применяется в Воронеже с 2015 года (бюро Ильи Осколкова-Ценципера, бывшего президентом Института Стрелка до 2012 года), в Нижнем Новгороде с 2017 года (пока действуют только муниципальные правила размещения и содержания информационный конструкций, но летом 2019 года мэр обещал презентовать единый дизайн-код Нижнего Новгорода), в Тобольске с 2019 года (дизайн-бук разработан КБ Стрелка при поддержке СИБУРа)», — пояснила Титова.

«Дом.рф» в рамках пилотных проектов разработал дизайн-коды размещения вывесок, навигации, нестационарных торговых объектов и уличной мебели для Калининграда, Иванова и исторической части Сергиева Посада, пояснила эксперт. Она отметила, что были также случаи утверждения дизайн-кода на уровне городских администраций — например, в Калининграде, Иваново и Саратове.

Зачем нужен дизайн-код

Главное преимущество дизайн-кода — это его наглядность. «В отличие от правил благоустройства, прописанных в законодательстве, дизайн-код представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство», — пояснила Титова.

Дизайн-код — важный элемент целостности архитектурной ткани города. «Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города — вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Он отметил, что хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства

Дизайн-код напрямую влияет на психоэмоциональное состояние жителей городов, подчеркнула Бурцева. Она отметила, что сегодня архитекторам приходится создавать эстетику, лавируя между СНиПами и сводами правил, которые жестко регламентируют их работу и отвечают за безопасность здания, с одной стороны, — и капиталистически настроенными заказчиками, диктующими условия, с другой. «Жилая среда со своим дизайн-кодом должна раскрывать идентичность народа и рассказывать историю страны, прививать уважение к друг другу, воспитывать — она относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, а учат его уважать своего соседа», — резюмировала эксперт.

Читайте также В Оренбурге представили новый дизайн-код исторического центра города

Источник: rbc.ru