Хорды, ТПУ, метро: из чего состоит транспортный каркас Москвы

Создание транспортного каркаса Москвы позволяет комплексно подходить к решению транспортных проблем города, интегрировать все транспортные артерий и системы города. Подобный подход начал применяться во многих мегаполисах мира, которые столкнулись с транспортным колапсом и столица идет по этому же пути.

Создание транспортного каркаса — это во многом попытка избежать транспортных проблем, которые бы ждали город, если бы он развивался без единой концепции в сфере транспорта, отмечается в аналитической записке о развитии транспортной программы Москвы.

Основные составляющие транспортного каркаса Москвы:

  • подземное метро (БКЛ, новые радиальные линии).
  • наземное метро на базе железнодорожного транспорта (интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог — МЦК, МЦД).
  • развитие улично-дорожной сети (ежегодно не менее 100 км новых дорог), с упором на строительство хорд, которые на 20% более эффективнее, чем замкнутая кольцевая система.
  • транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), объединяющие все это в единый комплекс Задача ТПУ — сделать пересадку пассажиров между разными видами транспорта более комфортной и быстрой, снизить загруженность дорожной сети.

Повышение связанности районов и транспортной доступности, сокращение перепробегов транспорта, а также расшивка узких мест и сокращение заторов — основной (ожидаемый) эффект от развития сети автодорог. Теперь все элементы транспортной системы развиваются комплексно, для того чтобы избежать появления «узких мест» и заложить основу для их совершенствования в будущем, отмечается в материалах.

Согласованность в развитии разных видов транспорта и городской инфраструктуры позволяет не только решать локальные, точечные проблемы, но в конечном итоге направлено на комплексное развитие города, считают авторы проекта развития транспортного каркаса. Новая стратегия принимает в расчет всю Московскую агломерацию и учитывает все потоки — как пассажирские, так и грузовые.

Метро

Метрополитен — одна из важнейших точек транспортного каркаса столицы. В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метрополитена. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять новых станций. К 2025 году 90% москвичей будут жить в доступности от метро. Удобное метро в каждом районе города позволит многим москвичам отказаться от ежедневного использования автомобиля, фактически, появляется альтернатива добраться в любую точку города на общественном транспорте, считают в столичном правительстве.

По оценке столичного правительства, ввод в эксплуатацию БКЛ (в 2022 году) разгрузит радиальные линии метрополитена на 10–30%, а в московском метро не останется участков, работающих с существенным превышением пропускной способности. Прокладка новых радиальных линий — также является важнейшим направлением развития московского метрополитена.

Развитие улично-дорожной сети

Это ключевое направление транспортного каркаса, которое позволит снизить загруженность дорог Москвы. В Адресно-инвестиционной программе города (АИП) на 2021-2023 года заложено финансирование на строительство 270 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. За это время планируется реконструировать еще 5 развязок на МКАД, завершить строительство крупных магистралей каркаса Новой Москвы, а также закончить основные работы по формированию системы хордовых магистралей.

Одним из ключевых моментов для разгрузки дорог Москвы является строительство хорд, которые улучшат связанность районов и позволят отвести большую часть транспорта от центра города. В 2021-2023 гг. ключевым проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей — СВХ, ЮВХ и Южной рокады. Хорды улучшат связанность 73 районов Москвы с населением 7 млн. человек.

Преимущество строительства хордовых магистралей состоит в том, что они, с одной стороны, выполнят функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города. С другой стороны — хорды перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. По мнению экспертов, система организации движения в виде хордовых магистралей на 20% более эффективна, чем замкнутая кольцевая.

Столичные хорды и рокады

Северо-Западная хорда (от Сколковского до Ярославского шоссе, 83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов) уже связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Пробег автомобилей при проездах между соседними районами сократится примерно на 10%. С запуском хорды разгрузились в среднем на 15% вылетные магистрали — Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД.

Южная рокада (31,5 км дорог, 8 искусственных сооружений и 11 пешеходных переходов) соединит между собой крупные автомобильные магистрали города — МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК) и уменьшит перепробег транспорта, а также обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».

Юго-Восточная хорда (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) объединит 22 района, в которых проживает около 2,5 млн человек. Запуск ЮВХ улучшит дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе. Она соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, ул. Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную ул., Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе».

Северо-Восточная хорда (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) позволит перераспределить все автомобильные потоки на северо-востоке столицы, в том числе улично-дорожную сеть в центре города, восточную часть МКАД и ТТК. Затраты времени на дорогу для жителей между северными и восточными районами Москвы сократятся более чем на 40 минут.

СВХ снимет часть нагрузки с вылетных магистралей — Ярославского шоссе, Дмитровского шоссе, Щелковского шоссе, шоссе Энтузиастов. Кроме того, хорда позволит связать федеральную трассу «Москва — Санкт-Петербург» и перспективную трассу «Москва — Нижний Новгород — Казань», а также создать дополнительные выезды на них.

МЦД и МЦК

Новое направление транспортного каркаса Москвы — интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог. Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК) состоялся в 2016 году. Всего на МЦК открыта 31 станция, большинство из которых интегрированы через прямые пересадки с метрополитеном.

Развитию транспортной системы столицы также способствует запуск Московских центральных диаметров (МЦД), которые соединят между собой территории Москвы и ближайшего Подмосковья. Благодаря открытию МЦД-1 и МЦД-2 улучшилось транспортное обслуживание более четырех миллионов жителей Москвы и Московской области. До конца 2024 года планируется запуск еще трех диаметров: «Зеленоград-Раменское», «Апрелевка-Железнодорожный» и «Пушкино-Домодедово». Как ожидается, общая протяженность всех пяти диаметров составит 375 км со 186 станциями.

С момента запуска движения МЦД воспользовались более 120 млн пассажиров. За счет новой тарифной системы они сэкономили на поездках около 1,4 млрд руб., подсчитали в столичном правительстве.

ТПУ

Одной из задач создания транспортного каркаса Москвы — связать все виды транспорта в единую систему должны транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Для этих целей в Москве за 2021-2023 гг. построят 33 ТПУ.

По оценкам экспертов, создание системы транспортных узлов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что немало для мегаполиса. Стройкомплекс столицы ставит перед собой задачу построить ТПУ таким образом, чтобы пересадка пассажиров между разными видами транспорта происходила в наиболее комфортном и оперативном формате.

Развитие транспортной инфраструктуры Москвы за последние 10 лет

  • В 2011-2020 гг. в Москве было построено более 1000 км дорог, что составляет 16% от существующей улично-дорожной сети.
  • Реконструировано/построено 15 вылетных магистралей, включая 17 развязок на МКАД. Обустроено 200 км выделенных полос для движения общественного транспорта.
  • На сегодняшний день строительная готовность всех хорд составляет 72%, в том числе введены в эксплуатацию 190 км дорог, 98 искусственных сооружений и 54 внеуличных пешеходных перехода.
  • Полностью открыта для автомобилистов Северо-Западная хорда — 83 км дорог, 32 искусственных сооружения и 30 пешеходных переходов.
  • Открыто движение по шести участкам Северо-Восточной хорды и трем участкам Южной рокады.

Источник: rbc.ru