ЦБ нашел нового куратора безопасности на фоне активизации мошенников

Курировать вопросы безопасности и информационной безопасности поручено новому зампреду ЦБ Герману Зубареву. Смена куратора информбезопасности произошла на фоне активизации мошенников в условиях пандемии COVID-19

Новым заместителем председателя Банка России назначен Герман Зубарев, занимавший пост советника главы ЦБ, сообщает пресс-служба регулятора. На новой должности Зубарев будет курировать работу департаментов безопасности и информационной безопасности Банка России.

Ранее занимавшийся этими вопросами зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин останется куратором департамента финансового мониторинга и валютного контроля, а также продолжит контролировать работу представительства Банка России в Китае.

Смена куратора информбезопасности произошла на фоне активизации мошенников в условиях пандемии COVID-19. Еще в мае 2020 года директор департамента ЦБ по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях предупреждал, что в условиях падения доходов оказавшихся на самоизоляции россиян мошенники все активнее заманивают жертв предложениями дешевых кредитов, а также услуг по «раскредитованию».

По данным ЦБ, мошенники активно используют тему COVID-19 в схемах социальной инженерии, обещая своим жертвам отсрочки при выплате кредитов, разного рода компенсации, пособия, услуги по диагностике заражения коронавирусной инфекцией и так далее. Так они пытаются выяснить данные банковской карты или пароль по СМС, а затем самостоятельно осуществить платеж на сторонний счет.

Только за первые шесть месяцев 2020 года регулятор заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, то есть почти в четыре раза больше, чем за январь—июнь прошлого года, и почти 5 тыс. сайтов, созданных для хищения средств. Однако мошенникам все же удалось похитить у клиентов банков около 4 млрд руб. (на 39% больше, чем за январь—июнь 2019 года), из которых вернуть удалось только 485 млн руб.

Рост числа и объема хищений мог произойти из-за того, что в пандемию многие впервые начали оплачивать товары и услуги дистанционно, считают в ЦБ: «В силу отсутствия необходимого опыта противодействия злоумышленникам эта категория граждан оказалась повышенно уязвима к социальной инженерии».

Сбербанк с начала года зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, сообщил РБК его представитель, этот показатель вырос более чем в 30 раз по сравнению с 2017-м и более чем в два раза по сравнению с 2019 годом. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в России уже имеет все признаки национального бедствия», — предупредил представитель банка.

В свою очередь заместитель председателя Сбербанка Станислав Кузнецов заявил о взрывном росте киберпреступности.

В ноябре 2020 года «Коммерсантъ» сообщил, что в департаменте информационной безопасности (ДИБ) Банка России началась серьезная реструктуризация. Собеседники издания предполагали, что по ее итогам к ДИБ могут перейти функции Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ), последний же может быть ликвидирован.

Автор
Евгений Калюков

Источник: rbc.ru